Цели образовательной программы начального образования, принципы построения, механизмы реализации и общая характеристика.
Целями реализации ООП НОО являются:
- обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося;
- организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отражённых в ФГОС НОО;
- создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учётом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации;
- организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Принципы построения образовательной программы начального образования
- Доступность образования — создание условий для обеспечения доступа каждому учащемуся к качественному образованию;
- Вариативность — создание условий выбора учащимися программ разной направленности и уровня сложности в соответствии с образовательными интересами, потребностями и способностями;
- Преемственность — реализация учебных планов и рабочих программ, ориентированных на преемственность между уровнями образования, годами обучения, а также обязательной частью образовательной программы и частью, формируемой участниками образовательных отношений;
- Индивидуализация — учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей, склонностей, способностей и интересов учащихся при организации образовательного процесса, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;
- Единство учебной и воспитательной деятельности — организация учебного процесса на достижение личностных результатов освоения
образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность; - Деятельностный подход — организация активной познавательной деятельности с ориентацией на универсальные учебные действия;
- Сотрудничество — организация взаимодействия с внешними организациями (социальными, культурными, научными, образовательными) с целью обогащения содержания образовательных программ и ресурсов (кадровых, материально-технических);
- Здоровьесбережение — использование здоровьесберегающих педагогических технологий, приведение объёма учебной нагрузки в соответствие требованиям действующих санитарных правил и нормативов, формирование культуры здорового образа жизни у учащихся в условиях мегаполиса;
- Интеграция с городской средой — использование образовательных ресурсов района, города при реализации рабочих программ учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности.
- Академическая надёжность (объективность оценивания) ориентация на качественное фундаментальное образование и объективную оценку качества образовательных результатов.
- Академическая мобильность – возможность изменения учащимися форм обучения, направления обучения.
- Профессиональная требовательность — использование современных технологий при подборе кадров, учёт показателей эффективности в организации кадровой политики при распределении учебной нагрузки, формировании системы оплаты труда, организации обучения сотрудников и повышения их квалификации;
- Цифровая открытость — цифровизация механизмов реализации образовательной программы в целях предоставления доступа учащимся и их родителям (законным представителям), педагогическому коллективу к информации о содержании образовательного процесса, результатах обучения, персональных достижениях с помощью функциональных возможностей платформы «Московская электронная школа».
Основная образовательная программа учитывает возможности городского пространства московского образования (рис. 1), включающего в себя:
- образовательную среду города как совокупность образовательных, культурных, научно-технических организаций, городских событий, расширяющих возможности для достижения высоких образовательных результатов;
- открытую цифровую среду, предоставляющую пути для эффективного решения образовательных, коммуникативных и управленческих задач;
- учреждения, осуществляющие сопровождение и поддержку образовательных организаций.
Механизмы реализации основной образовательной программы начального образования
Основная образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений в соотношении 80% и 20% соответственно.
Обязательная часть представляет собой совокупность учебных предметов из обязательных предметных областей. Формируемая часть представляет собой инвариантные (обязательные для выбора) и вариативные (по выбору) курсы учебного плана и курсы внеурочной деятельности (схема 1).
Курсы внеурочной деятельности направлены на поддержку различных интересов, потребностей учащихся.
Рабочие программы обязательных учебных предметов, инвариантных курсов, курсов по выбору, в том числе внеурочной деятельности, представлены в разделе 2.